Мальчишество как социокультурный проект

Модератор: Павлуха

Аватара пользователя
Pepel
Сообщения: 15791
Зарегистрирован: 01 мар 2019, 13:23
Благодарил (а): 3112 раз
Поблагодарили: 2066 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Norway

Re: Мальчишество как социокультурный проект

Сообщение Pepel » 10 сен 2022, 04:06

Старые обряды в новых условиях. Антропологический экскурс

Английский антрополог Сюзетт Хелд подробно описала обряд инициации у живущей в Восточной Уганде и принадлежащей к народу банту народности гишу (гису, масаба, бамасаба, багишу, багису), среди которых она прожила 20 лет (Heald, 1999). У своих соседей мужчины гишу имеют репутацию агрессивных и драчливых. Мужчины ганда говорят: «Ганда просто воруют, а гишу приходят с ножами и убивают». Количество убийств у гишу больше, чем у всех прочих племен Уганды, причем факты насилия воспринимаются как фатальная неизбежность, убийц не осуждают.
Чем дальше в глаз - тем больше брёвен

Аватара пользователя
Pepel
Сообщения: 15791
Зарегистрирован: 01 мар 2019, 13:23
Благодарил (а): 3112 раз
Поблагодарили: 2066 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Norway

Re: Мальчишество как социокультурный проект

Сообщение Pepel » 10 сен 2022, 04:08

Гишу часто называют «народом обрезанных мужчин». Их самоназвание basani означает «мужчины», все остальные народы они презрительно называют basinde («мальчики»). Главный обряд, посредством которого мальчика гишу делают мужчиной, – обрезание. Торжественный ритуал происходит раз в два года, после него мальчик сразу получает статус взрослого мужчины.
Чем дальше в глаз - тем больше брёвен

Аватара пользователя
Pepel
Сообщения: 15791
Зарегистрирован: 01 мар 2019, 13:23
Благодарил (а): 3112 раз
Поблагодарили: 2066 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Norway

Re: Мальчишество как социокультурный проект

Сообщение Pepel » 10 сен 2022, 04:09

Обряд требует большого терпения и мужества. Пока ему удаляют крайнюю плоть, мальчик должен стоять совершенно спокойно — ни стона, ни вскрика, даже моргнуть нельзя. Проявив в этот в момент слабость, юноша покрывает позором не только себя, но и всех своих родственников. Чаще всего обрезание делают юношам в 18–25 лет. Некоторые мальчики просят, чтобы процедуру сделали раньше, но обычно им в этом отказывают. Однако Хелд стала свидетелем, как двое 15-летних мальчиков сами обрезали свою крайнюю плоть, тем самым вынудив отцов позвать профессионального резника.
Чем дальше в глаз - тем больше брёвен

Аватара пользователя
Pepel
Сообщения: 15791
Зарегистрирован: 01 мар 2019, 13:23
Благодарил (а): 3112 раз
Поблагодарили: 2066 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Norway

Re: Мальчишество как социокультурный проект

Сообщение Pepel » 10 сен 2022, 04:10

Мальчик гишу идет на операцию добровольно, он сам выбирает год своей инициации, а перед процедурой обрезания доказывает свою силу энергичным танцем. Желание танцевать должно возникнуть в сердце самого мальчика. В отличие от обрядов, принятых у многих других племен, когда новичка-иницианта похищают и отделяют старшие мужчины, а ему отводится пассивная роль реципиента, у гишу все происходит открыто и публично, без отделения мальчика от членов его собственной семьи. Впрочем, существования необрезанных мужчин гишу не допускают, так что если юноша затягивает с решением, его обрезают насильно, что считается крайне постыдным.
Чем дальше в глаз - тем больше брёвен

Аватара пользователя
Pepel
Сообщения: 15791
Зарегистрирован: 01 мар 2019, 13:23
Благодарил (а): 3112 раз
Поблагодарили: 2066 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Norway

Re: Мальчишество как социокультурный проект

Сообщение Pepel » 10 сен 2022, 04:13

Ритуал проходит в три этапа, после длительной подготовки. Сначала все мужчины, и юноша вместе с ними, танцуют, иногда целую ночь и день. В момент обрезания родные держат его за руку, это лишь факт подчинения которое должно быть добровольным, это упражнение в смелости.
Обрезание можно сделать и в больнице, но это означает потерю лица.
Обрезание — драматизация, подготовка к суровой жизни воина.
Хотя современным гишу воевать уже не с кем и незачем, нужно уметь терпеть боль. В процессе подготовки к обрезанию мальчика просят с усилием щипать свою крайнюю плоть, привыкать к боли и для этого самому причинять ее себе.
Чем дальше в глаз - тем больше брёвен

Аватара пользователя
Pepel
Сообщения: 15791
Зарегистрирован: 01 мар 2019, 13:23
Благодарил (а): 3112 раз
Поблагодарили: 2066 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Norway

Re: Мальчишество как социокультурный проект

Сообщение Pepel » 10 сен 2022, 04:14

Инициация с обрезанием — завершающее звено длительного религиозно-нравственного и сексуального воспитания. Однако с изменением социальных условий эта связь нередко разрывается, делая практические последствия ритуала проблематичными.

Сегодня главной угрозой выживанию народов Африки южнее Сахары является ВИЧ, которым здесь заражены 5 % людей от 15 до 49 лет, у некоторых народов это число доходит до трети всего населения. Одним из важнейших способов профилактики ВИЧ в этих местах является обрезание, снижающее риск инфицирования гетеросексуальных мужчин на 50–60 %. Всемирная организация здравоохранения всячески поддерживает эту практику (Sharlip, 2008). Исследования показывают, что обрезание не только предохраняет мужчин от ВИЧ, но и повышает их сексуальное благополучие. Из 2 744 опрошенных кенийцев 64 % обрезанных мужчин сказали, что эта процедура повышает чувствительность головки пениса и 54,5 % — что она улучшает качество оргазма. У многих народов этого региона обрезание является традиционным. Казалось бы, нужно просто поддерживать древний обычай? Увы, не все так просто.
Чем дальше в глаз - тем больше брёвен

Аватара пользователя
Pepel
Сообщения: 15791
Зарегистрирован: 01 мар 2019, 13:23
Благодарил (а): 3112 раз
Поблагодарили: 2066 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Norway

Re: Мальчишество как социокультурный проект

Сообщение Pepel » 10 сен 2022, 04:16

У южноафриканского народа ксоза, как и у многих его соседей, ритуальное обрезание мальчиков обязательно; необрезанный мужчина не имеет права ни жениться, ни наследовать собственность, ни ритуально общаться с предками, его считают несовершеннолетним мальчиком и презирают. Поэтому даже ксоза, живущие в городах, свято соблюдают древний обычай. Хотя операцию можно сделать в больнице, традиционная культура ксоза, как и культура гишу, этого категорически не принимает, требуя, чтобы все делалось по-старому. Возможности для этого есть. В одной только провинции ЮАР, населенной ксоза, в 2005 г. существовало 3 556 традиционных «школ инициации». Но занимающиеся этим люди сплошь и рядом не соблюдают необходимых правил гигиены, используют один и тот же нестерилизованный нож на нескольких мальчиках и т. п., что приводит к многочисленным несчастным случаям, даже со смертельным исходом. Еще важнее — изменение содержательной стороны процесса инициации. Хотя мифология и техника обрезания остались прежними, время, которое юноши проводили в специальных хижинах под руководством старших наставников, сократилось с нескольких месяцев до трех недель. Раньше акт обрезания был завершением сложного процесса религиозно-нравственного воспитания, в ходе которого мальчиков обучали особенностям мужской социальной роли, правилам ухода за гениталиями, рассказывали о связанных с сексом опасностях, учили сдержанности и ответственности. С ослаблением ритуально-педагогической стороны дела многие юноши ксоза стали рассматривать обрезание лишь как разрешение на ничем не ограниченную сексуальную жизнь. Отсюда — стремление сделать себе обрезание как можно раньше, издевательства обрезанных юношей над необрезанными, рост сексуального насилия и т. п. В итоге получается, что медицински оправданная традиционная практика порой не только не мешает распространению ВИЧ, но даже способствует ему (Vincent, 2008)
Чем дальше в глаз - тем больше брёвен

Аватара пользователя
Pepel
Сообщения: 15791
Зарегистрирован: 01 мар 2019, 13:23
Благодарил (а): 3112 раз
Поблагодарили: 2066 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Norway

Re: Мальчишество как социокультурный проект

Сообщение Pepel » 10 сен 2022, 04:17

В сложных и динамичных современных обществах гендерная поляризация утрачивает свое былое всеобъемлющее значение, уступая место более тонким социальным классификациям. Обретение взрослого статуса (совершеннолетие) рассматривается в нынешних условиях не как нечто одноразовое, а скорее как серия параллельных, автономных друг от друга социальных переходов (гражданское совершеннолетие, начало трудовой деятельности, вступление в брак и т. п.). Каждый из этих обрядов оформляется своим собственным локальным обрядом, значение которого неизмеримо меньше, чем древние возрастные инициации
Чем дальше в глаз - тем больше брёвен



Вернуться в «психология взаимоотношений»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя